Добыча твердых полезных ископаемых в Арктической зоне: как повысить инвестиционную привлекательность?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Арктическая зона — основная ресурсная база страны

«Если мы говорим о нефти и газе, то в настоящее время Арктическая зона обеспечивает 85% природного газа, который производится в нашей стране, и 15% нефти. Если мы говорим о твердых полезных ископаемых, то и в этом случае роль Арктической зоны не менее значима. Это и большинство производства никеля, огромное количество меди, проекты по редкоземельным элементам. <…> Наша задача состоит в том, чтобы наиболее эффективно для бизнеса и для страны заняться дальнейшим развитием Арктической зоны», — Михаил Григорьев, директор, совладелец ООО «Гекон».

ПРОБЛЕМЫ

Проекты в Арктике требуют повышенных затрат на оборудование и на рабочую силу

«Арктические условия существенно влияют на период навигации, производительности, стоимости труда. Строительную рабочую силу необходимо доставлять из других регионов, поэтому более высокие затраты на перевозки и более высокие ставки заработной платы с большим коэффициентом переработок и надбавок увеличивают стоимость труда до 50% по сравнению со ставками на юге. <…> Высокая стоимость завоза топлива, материалов, оборудования сильно осложняют хозяйственную деятельность, составляя существенную часть бюджета проекта», — Игорь Семенов, исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания».

«В сравнении с жидкими и газообразными полезными ископаемыми есть особенности, которые делают бизнес по добыче твердых ископаемых в Арктической зоне на порядок более сложной задачей. Это, во-первых, увеличенный CAPEX [капитальные расходы компаний на приобретение или модернизацию физических активов – Ред.], потому что карьерная добыча предполагает большой объем техники, который в условиях Севера имеет период физического износа в 3-5 лет. Во-вторых, в отличие от нефтегазовых проектов, на горнорудных проектах задействовано очень много людей», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН.

РЕШЕНИЯ

Государственная поддержка инвестиций в арктические проекты

«Мы будем отрабатывать тему налоговых вычетов из геологоразведочных работ для того, чтобы развивать Дальневосточный и Арктический сектора Российской Федерации. Мы понимаем, что это станет для них драйвером роста», — Евгений Киселев, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Роснедр.

«Мы готовы платить за инфраструктуру, но не готовы ее создавать, потому что она будет создаваться как опорная, многие предприятия в будущем будут ее использовать. <…> Мы не можем освоить всю территорию самостоятельно. Если говорить об энергетической инфраструктуре, то мы своими силами за 5 лет запроектировали более тысячи километров линии электропередач. <…> Сейчас в партнерстве с Чукотским автономным округом готовы начать строительство. Без субсидий эти проекты невозможны, но и федеральное правительство, и регион нас поддерживают. Уже выделено более 18 млрд руб. на такое строительство», — Виктор Кудинов, генеральный директор ООО «Региональная горнорудная компания».

«Как частная компания мы хотели бы, чтобы Правительство больше смотрело в сторону частных инвестиций из разных источников, и чтобы все большее количество иностранных инвесторов привлекалось в страну. Это должно делаться наряду с государственными программами. Например, есть ряд частных инвестиций в области разведки месторождений, это рискованные инвестиции», — Майк ван Аккой, старший вице-президент по связям с органами государственной власти, Kinross Gold Corporation.

Внедрение современных методов разработки месторождений

«Прорабатывается вопрос о продлении жизни карьера с использованием современных методов — например, строительство не вертикальных стволов, а наклонных съездов. <…> Мы готовимся и к разработке подземной части месторождения под карьером. Ревизия старых материалов показала значительный фонд перспективных участков, которые не были в свое время разбурены. Современные методы и технологии — это магниторазведка, электроразведка, которые позволяют заверить эти площади», — Сергей Неручев, генеральный директор АО «АГД ДАЙМОНДС».

«Мы разрабатываем схему освоения месторождения Павловское, которое находится на стыке горной добычи, судостроения и цифровизации. Суть новации состоит в том, чтобы использовать географическое положение месторождения на берегу моря, перерабатывать руды на специальной технологической барже, посаженной на мель недалеко от карьера», — Игорь Семенов, исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания».

Учет экологических факторов 

«Мы признаем, что горнорудные работы являются мотором экономического роста, но в эпоху климатических изменений, что особенно касается Арктики, необходимо учитывать те факторы, которые представляют интересы сообществ, живущих в этих районах. Необходимо защищать для них окружающую среду», — Элисон ЛеКлэр, генеральный директор по вопросам Арктики, Восточной Европы и Евразии Министерства иностранных дел Канады.

Развитие международного сотрудничества

«Россия в целом имеет примерно 50% глобальной Арктики, у Канады — примерно 25%. Поэтому, когда мы говорим о сотрудничестве, мы видим, что существует очень много областей, где Канада и Россия имеют общие интересы, общие проблемы, общие приоритеты, то есть большой потенциал для такого сотрудничества», — Элисон ЛеКлэр, генеральный директор по вопросам Арктики, Восточной Европы и Евразии Министерства иностранных дел Канады.