Экономика будущих поколений: развитие ресурсной базы

Ключевым аспектом развития Арктики становится освоение минерально-сырьевого потенциала, что требует внедрения передовых технологий и создания инфраструктуры для реализации крупных инвестиционных проектов. Экологическая безопасность и социальная инфраструктура играют важную роль в устойчивом развитии региона. Необходимо пересмотреть налоговое стимулирование для привлечения инвестиций в разработку сложных запасов и решить проблемы транспортной доступности перспективных проектов, чтобы обеспечить экономический рост и эффективное освоение ресурсов Арктики. К этому мнению пришли участники сессии «Экономика будущих поколений: развитие ресурсной базы» на форуме ('Международного арктического форума 2025',).


КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Развитие СМП является фактором экономического роста

«Без проектов освоения Севморпути нам не добиться необходимого роста экономики, объёмов и завоеваний рынка», — первый вице-президент – руководитель блока по взаимодействию с органами власти, член правления ПАО «ГМК «Норильский никель» Николай Уткин.

Экология и социальная инфраструктура являются ключевыми условиями устойчивого развития Арктики

«Неотъемлемая часть стратегии — это планы реновации арктических территорий. Наши экологические проекты отнимают очень много усилий, и без них мы в принципе не видим будущего. Всё это связано с улучшением условий проживания в городах арктической зоны, где природа крайне уязвима, важно, чтобы люди остались, продолжали жить там. Это вклад в образование, создание цепи образовательных подходов, изменение учебных методик, реконструкция университетов, открытие лицейских учреждений, чтобы и детям хотелось оставаться, иметь возможность жить здесь и видеть свою карьеру в Арктике», — первый вице-президент – руководитель блока по взаимодействию с органами власти, член правления ПАО «ГМК «Норильский никель» Николай Уткин.

Развитие логистики необходимо для успешной реализации арктических проектов

«Вопросы геологоразведки всегда в первую очередь опираются на возможности реализации проектов. И здесь действительно ведётся очень большая работа. Прежде всего это фактор логистики, то есть строительство соответствующих портовых мощностей и флота кораблей», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.


ПРОБЛЕМЫ

 

Ограничения в использовании существующей транспортной инфраструктуры сдерживают развитие Арктики

«Мы понимаем, что территория традиционно была недоисследованной, прежде всего из-за своей транспортной доступности. Необходимо, чтобы транспортные артерии работали; нам необходимо их связать, в том числе с теми транспортными артериями, которые сегодня находятся в частной собственности. Прежде всего это касается корпорации Газпром, где многие ведомственные дороги, предназначенные для полноценного использования как личным, так и грузовым транспортом, остаются недоступными», — Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Руслан Кухарук.

Труднодоступность перспективных с точки зрения экспортного потенциала проектов

«У нас перспективные проекты труднодоступны технологически, я про шельф говорю, и труднодоступны с точки зрения инфраструктуры. При этом многие из них очень удачно расположены с точки зрения экспортного потенциала», — Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.

Экономическая нерентабельность глубоких газовых залежей

«При текущем налоговом регулировании добывать глубокие горизонты газа — это экономически нерентабельно. Важно понимать, что после предоставления льгот ещё требуется от 5 до 7 лет для того, чтобы полноценно разработать технологии и внедрить их в промышленную добычу», — заместитель председателя правления – директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Владимир Кудрин.

Отсутствие крупных неразведанных месторождений и необходимость проведения мастабной геологоразведки

«Если смотреть сейчас на нераспределённый фонд округа, то ни одного крупного месторождения, на котором можно начать добычу, нет. Масштабные инвестиции до настоящего времени в геологоразведку твёрдых полезных ископаемых были в 70–80-х годах прошлого века», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.


РЕШЕНИЯ

 

Развитие межбюджетного сотрудничества и привлечение частных инвестиций

«Мы, как федеральный орган исполнительной власти, участвуем в бюджетном процессе. В спланированных арктических мастер-планах предусмотрено 60% внебюджетных инвестиций напрямую в объекты мастер-планов. Мы на сегодняшний день имеем 3,7 триллиона рублей – это общая стоимость объектов мастер-планов, из которых 2,2 триллиона рублей составляют прямые внебюджетные инвестиции в те объекты, которые запроектированы этими мастер-планами. Рычаг, мультипликатор бюджетных к частным инвестициям составляет примерно 1 к 20», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Необходимо пересмотреть налоговое стимулирование

«Самое главное – это необходимо изменить подходы в налоговом стимулировании для глубоких запасов, у которой сейчас отсутствует как классификация, так и налоговое стимулирование. Семь годовых объёмов добычи газа в стране можно привлечь», — заместитель председателя правления – директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Владимир Кудрин.

Интеграция сложных запасов

«В регионе всё построено: дороги, трубопроводы, энергетика, аэропорты, железная дорога. И самое главное — построены города, где работают и живут лучшие профессионалы своей отрасли. Династийные коллективы, которые сегодня могут решить даже самые сложные задачи. Мы проходим период, когда у нас было много легкого сырья. Теперь стоит задача вовлекать уже более сложные залежи», — Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.

 

*Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org