Экономика будущих поколений: развитие ресурсной базы
Ключевым
аспектом развития Арктики становится освоение минерально-сырьевого потенциала,
что требует внедрения передовых технологий и создания инфраструктуры для
реализации крупных инвестиционных проектов. Экологическая безопасность и
социальная инфраструктура играют важную роль в устойчивом развитии региона.
Необходимо пересмотреть налоговое стимулирование для привлечения инвестиций в
разработку сложных запасов и решить проблемы транспортной доступности
перспективных проектов, чтобы обеспечить экономический рост и эффективное
освоение ресурсов Арктики. К этому мнению пришли участники сессии «Экономика
будущих поколений: развитие ресурсной базы» на форуме ('Международного
арктического форума 2025',).
Развитие
СМП является фактором экономического роста
«Без
проектов освоения Севморпути нам не добиться необходимого роста экономики,
объёмов и завоеваний рынка», — первый вице-президент – руководитель блока по
взаимодействию с органами власти, член правления ПАО «ГМК «Норильский никель»
Николай Уткин.
Экология
и социальная инфраструктура являются ключевыми условиями устойчивого развития
Арктики
«Неотъемлемая
часть стратегии — это планы реновации арктических территорий. Наши
экологические проекты отнимают очень много усилий, и без них мы в принципе не
видим будущего. Всё это связано с улучшением условий проживания в городах
арктической зоны, где природа крайне уязвима, важно, чтобы люди остались,
продолжали жить там. Это вклад в образование, создание цепи образовательных
подходов, изменение учебных методик, реконструкция университетов, открытие
лицейских учреждений, чтобы и детям хотелось оставаться, иметь возможность жить
здесь и видеть свою карьеру в Арктике», — первый вице-президент – руководитель
блока по взаимодействию с органами власти, член правления ПАО «ГМК «Норильский
никель» Николай Уткин.
Развитие
логистики необходимо для успешной реализации арктических проектов
«Вопросы
геологоразведки всегда в первую очередь опираются на возможности реализации
проектов. И здесь действительно ведётся очень большая работа. Прежде всего это
фактор логистики, то есть строительство соответствующих портовых мощностей и
флота кораблей», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.
Ограничения
в использовании существующей транспортной инфраструктуры сдерживают развитие
Арктики
«Мы
понимаем, что территория традиционно была недоисследованной, прежде всего из-за
своей транспортной доступности. Необходимо, чтобы транспортные артерии
работали; нам необходимо их связать, в том числе с теми транспортными
артериями, которые сегодня находятся в частной собственности. Прежде всего это
касается корпорации Газпром, где многие ведомственные дороги, предназначенные
для полноценного использования как личным, так и грузовым транспортом, остаются
недоступными», — Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Руслан
Кухарук.
Труднодоступность
перспективных с точки зрения экспортного потенциала проектов
«У
нас перспективные проекты труднодоступны технологически, я про шельф говорю, и
труднодоступны с точки зрения инфраструктуры. При этом многие из них очень
удачно расположены с точки зрения экспортного потенциала», — Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
Экономическая
нерентабельность глубоких газовых залежей
«При
текущем налоговом регулировании добывать глубокие горизонты газа — это
экономически нерентабельно. Важно понимать, что после предоставления льгот ещё
требуется от 5 до 7 лет для того, чтобы полноценно разработать технологии и
внедрить их в промышленную добычу», — заместитель председателя правления –
директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Владимир Кудрин.
Отсутствие
крупных неразведанных месторождений и необходимость проведения мастабной
геологоразведки
«Если
смотреть сейчас на нераспределённый фонд округа, то ни одного крупного
месторождения, на котором можно начать добычу, нет. Масштабные инвестиции до
настоящего времени в геологоразведку твёрдых полезных ископаемых были в 70–80-х
годах прошлого века», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав
Кузнецов.
Развитие
межбюджетного сотрудничества и привлечение частных инвестиций
«Мы,
как федеральный орган исполнительной власти, участвуем в бюджетном процессе. В
спланированных арктических мастер-планах предусмотрено 60% внебюджетных
инвестиций напрямую в объекты мастер-планов. Мы на сегодняшний день имеем 3,7
триллиона рублей – это общая стоимость объектов мастер-планов, из которых 2,2
триллиона рублей составляют прямые внебюджетные инвестиции в те объекты,
которые запроектированы этими мастер-планами. Рычаг, мультипликатор бюджетных к
частным инвестициям составляет примерно 1 к 20», — Министр Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Необходимо
пересмотреть налоговое стимулирование
«Самое
главное – это необходимо изменить подходы в налоговом стимулировании для
глубоких запасов, у которой сейчас отсутствует как классификация, так и
налоговое стимулирование. Семь годовых объёмов добычи газа в стране можно
привлечь», — заместитель председателя правления – директор по геологии ПАО
«НОВАТЭК» Владимир Кудрин.
Интеграция
сложных запасов
«В
регионе всё построено: дороги, трубопроводы, энергетика, аэропорты, железная
дорога. И самое главное — построены города, где работают и живут лучшие
профессионалы своей отрасли. Династийные коллективы, которые сегодня могут
решить даже самые сложные задачи. Мы проходим период, когда у нас было много
легкого сырья. Теперь стоит задача вовлекать уже более сложные залежи», —
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
*Материал
подготовлен с использованием искусственного интеллекта.
Подробнее
читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org