Государственная поддержка северного завоза: проблемы и перспективы

С 1 апреля 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 411-ФЗ «О северном завозе». Он создал правовые и организационные основы осуществления северного завоза, направленные на снижение цен на жизненно важные товары в отдалённых регионах путём внедрения мер стимулирования модернизации транспортной инфраструктуры и оптимизации логистики. Ключевой акцент сделан на сокращение издержек через улучшение портовой инфраструктуры, заключение долгосрочных контрактов и применение льготных кредитных схем. Внедрение цифровых технологий и обновления флота позволят повысить эффективность доставки и снизить влияние высоких процентных ставок на конечные цены, улучшая качество жизни населения северных территорий. Первые результаты и перспективы реализации закона «О северном завозе» обсудили участники сессии «Государственная поддержка северного завоза: проблемы и перспективы» на  Международном арктическом форуме – 2025.


КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Законодательство о северном завозе нуждается в постоянной донастройке

и мониторинге

«Закон – это такой живой механизм. И помните, как говорили в армии всегда, устав — это не догма, а руководство к действию. Так и здесь сегодня: это закон, который мы вместе с вами делали, и нам очень важно его донастройка. Законом предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В неё вошли как федеральные, так и региональные объекты. Законом предусмотрено, что до 2026 года такие объекты инфраструктуры должны финансироваться в полном объёме от установленных нормативных показателей. При этом, если на федеральном уровне нормативы уже установлены, то, к сожалению, на региональном уровне ещё не все регионы это сделали», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

 

«Во-первых, следует наделить регионы полномочиями по утверждению своего перечня грузов первой категории. Надо наделить полномочия регионы. Каждый регион знает по-своему, что необходимо. Во-вторых, надо менять подходы к определению грузов второй категории, относя к этой категории не только грузы для государственных нужд. И, наконец, вводить ответственность за неисполнение норм закона о северном завозе, в том числе за подачу недостоверных сведений об отнесении грузов к северным завозам». — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

 

Необходимо обновление флота

«Очень хорошо, что появился единый оператор. У нас пока, к сожалению, всего лишь около 11% северного завоза идёт через море. Но, по меньшей мере, у других регионов, где эта цифра гораздо больше, я думаю, что и нашим соседям — Чукотке, Магадану — будет всё-таки легче, ну и нам полегче станет. В этой части мы готовы здесь работать. И, конечно же, я присоединяюсь ко всем тем, кто говорил о проблеме устаревания флота. Флот устаревает. Мы про это уже, Якутия, тоже давно говорим», — Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Необходимость государственной поддержки для улучшения условий жизни населения северных территорий

«Это следующий уровень уже и ценообразования, и защищённости граждан на территории. Это требует мер государственной поддержки, по крайней мере, субсидирования по части капитальных затрат, которые будут нести инвесторы. Здесь важно максимально сконцентрироваться на сроках, потому что это вопрос и защищённости, по большому счету, территории, и вопрос социального самочувствия людей в этой территории.  У людей должна быть возможность купить виноград и бананы в этих территориях по разумной цене», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.


ПРОБЛЕМЫ

Необходимость корректировки перечня территорий северного завоза и перечня объектов опорной инфраструктуры.

«Законом предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры Северного завоза. В нее вошли как федеральные, так и региональные объекты. Законом предусмотрено, что до 2026 года такие объекты инфраструктуры должны финансироваться в полном объеме от установленных нормативов. При этом, если на федеральном уровне нормативы уже установлены, то, к сожалению, на региональном уровне еще не все регионы это сделали. И считаю очень важно обратить на это внимание регионы для того, чтобы в ускоренном порядке принимать эти нормативы»— председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

 

 

Необходимость пересмотра перечня социально значимых грузов

«Ещё один важный вопрос, о котором уже говорили коллеги, — это определение груза в первой категории. Правительство определяет такой перечень; он очень широк, при этом регионы отмечают, что часть товаров из этого перечня не является социально значимым. Я не буду называть те регионы, которые нам писали, что, по их мнению, например, виноград, бананы и так далее не являются социально значимыми, тем не менее они всё же стоят», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Недостаточное финансирование содержания водных путей

«Росморречфлот, Минтранс мы недополучили в этом году на содержание внутренних водных путей практически 5 миллиардов. После уточнения всех параметров эта цифра вылилась в 2,5 миллиарда. Из этих 2,5 миллиардов, которых вообще взять было негде, у нас, соответственно, один миллиард нашёл у себя внутри Росморречфлот, который, прежде всего, приостановил капитальные ремонты, оставшиеся 1,256 миллиарда Минтранс нашёл у себя внутри, но опять же за счёт будущих расходов Росморречфлота», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай.

 

Экологические риски

«Арктика – это у нас район еще более уязвимый с точки зрения экологии. Там природа восстанавливается намного тяжелее. И здесь идти на существенное нарушение безопасности конструктивных особенностей судов мы точно не сможем. Все, что мы можем делать, мы делаем, в том числе и сейчас то, о чем говорил Алексей Сергеевич. Мы находим возможности для того, чтобы не остановить те перевозки, которые ведут в этих безальтернативных внутриклонных путях, которые находятся на севере». — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай.

Высокие процентные ставки увеличивают затраты на северный завоз

«У нас по прошлому году предприятия, которые задействованы в северном завозе, и транспортные, и коммунального сектора энергетики, заплатили процентов на обслуживание коммерческих кредитов порядка десяти миллиардов рублей. Это в прошлом году, когда у нас ставка-то выросла где-то вот к лету. И, соответственно, в этом году, нам когда говорят, что ставка весь год будет в районе двадцати одного процента, коммерческие кредиты, ещё раз говорю, вот у предприятия транспортного комплекса, у энергетики сегодня в районе тридцати процентов, чуть ниже, так», — Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Изношенность флота увеличивает затраты на северный завоз

«Основной проблемой вызова является 80% износа основной инфраструктуры. И что самое нас тревожит, это в первую очередь флот. Поскольку на создание флота потребуется немало лет, а самое главное, нужны верфи. Новые суда — это новые тарифы, поскольку амортизация сегодняшних судов, они практически все списаны. Средний возраст порядка 70% такого флота составляет 30 лет и более. Новый флот не строился, а старый постепенно выбывает», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.


РЕШЕНИЯ

 

Оптимизация логистики и внедрение цифровой отчетности

«Минвостокразвития создал оперативный штаб по мониторингу доставки социально значимых грузов, активно участвует и Минтранс, и РЖД. Ждут завершения федеральной и государственной информационной системы, чтобы регулирование перевозок шло уже в режиме электронного учёта, как организовал Минтранс контроль за перевозками на Дальнем Востоке», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай.

Субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам

«Регионы предлагают рассмотреть возможность субсидирования участникам северного завоза части затрат на уплату процентов по кредитам коммерческих банков. По моему, такая практика существует, и мы просим правительства и министерства рассмотреть этот вариант. Либо предусмотреть субсидии из федерального бюджета, не из регионального, а из федерального бюджета на возмещение кредиторам недополученного дохода в связи с выдачей кредитов на льготных условиях. Такой механизм тоже есть. Мы считаем, что здесь можно его применять», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Бюджетные кредиты способствуют снижению затрат на северный завоз

«Впервые в этом году Якутия получила три миллиарда сто миллионов рублей бюджетного кредита, пусть до конца года, но мы его получили в очень важное, нужное время, когда ставки коммерческих банков от двадцати до четырёх для регионов, заканчивают там тридцатыми для предприятий, которые завозом занимаются. И это очень важно. Это как глоток воды. Он нам реально сейчас помог. У нас же несколько разных туров северного завоза, в том числе сейчас, когда мы идём по зимникам, для нас это очень серьёзно помогло. Мы наконец-то почувствовали, что и федеральный бюджет, оказывается, может северный завоз поддерживать», — Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Долгосрочные контракты стабилизируют стоимость перевозок

«Мы впервые, наверное, в практике северного завоза предложили всем судоходным компаниям, судовладельцам заключить с нами трехлетние договоры. Потому что как раз очень важно, что эти трёхлетние договоры, во-первых, фиксируют стоимость перевозки и стоимость, соответственно, судна. И при этом прогнозируется стоимость на следующий год. То есть там есть индексация, она, естественно, в рамках согласованных параметров, соответственно, регионов. И это позволяет как раз стабилизировать стоимость», — специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

Стабилизация цен и стоимости логистики

«То, что важно — регулирование цен на определённые виды товаров, торговые надбавки, восстановление тарифов на перевозки — это все те системные меры, которые необходимо предпринимать для того, чтобы сделать северный завоз стабильным….Наш пилот стартует буквально сейчас. Что мы заложили для себя в главные критерии? Первое — это стабилизация объемов поставок. Второе — стоимость фрахта, которая в себестоимости товаров на полках магазинов или у конечных потребителей играет огромное значение, должна изменяться в рамках трёхлетнего контракта не больше чем на инфляцию», — Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.

 

*Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org