Инфраструктурное развитие региона в условиях Крайнего Севера
Сессию Молодежного дня, проходящего в рамках Международного арктического форума – 2019, открыл Леонид Ирлица, советник аппарата генерального директора ФГУП «Атомфлот». По словам спикера, одной из главных задач, которую выполняет Росатомфлот, является ледокольное обеспечение крупных национальных арктических углеводородных проектов. По четырем мегапроектам контракты подписаны, два – находятся в стадии согласования. Участие в таких уникальных проектах, считает спикер, обеспечит работой атомный ледокольный флот на несколько десятилетий. Например, контракт ФГУП «Атомфлот» с «Ямал СПГ» подписан до 2040 года. Вероятные запасы месторождения – 926 млрд куб. м газа. Экспорт сжиженного природного газа «Ямал СПГ» выполняется флотом из 15 газовозов под проводкой атомных ледоколов. В настоящее время перевозку обеспечивают 4 атомохода («Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач»). По мнению экспертов, грузопотоки через Севморпуть к 2025 году могут вырасти до 65 миллионов тонн, и всем этим грузам нужно прокладывать путь через льды. В связи с этим, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотрено строительство трех атомных ледоколов нового типа ЛК-60Я мощностью 60 мегаватт, что позволит обеспечить круглогодичную навигацию. Как отметил Леонид Ирлица, «без активного участия молодежи эти проекты осуществить невозможно. Нам нужны грамотные специалисты, целеустремленные молодые люди, готовые приехать на Север и работать на Севморпути».
Тему подготовки кадров для работы в Арктической зоне продолжил Юрий Журавель, проректор по международной деятельности ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского». Рассказывая о направлениях образовательной и научной деятельности университета, спикер сказал: «Как быстро будет развиваться Арктика, зависит от людей. Мы уже сейчас готовим специалистов, которые будут работать по самым прорывным технологиям и обеспечивать кадрами высшей квалификации флот Арктики».
Об уникальной возможности транспортного проекта «Северный широтный ход» (СШХ) рассказал участникам сессии Владимир Чепец, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Северный широтный ход является одним из важнейших инфраструктурных проектов по освоению природно-ресурсного потенциала Арктической зоны России. СШХ обеспечит значительное сокращение – до 1000 км – протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Кроме того, реализация проекта СШХ будет способствовать решению проблемы перегруженности существующего южного маршрута, выходящего на Транссибирскую магистраль.
В части привлечения молодежи к реализации этого проекта и последующей их работы на инфраструктурных объектах, спикер сообщил, что «основное ядро – до 95% молодых людей, которые учатся по целевым направлениям от предприятий, – возвращаются в родные компании».