Как Россия будет поддерживать частные инвестиции в Арктике: новый подход
Ключевые выводы
Арктика обладает большим потенциалом для привлечения инвестиций
«Для России Арктика действительно стратегически важный регион. Арктика богата нефтью, газом, другими полезными ископаемыми. Здесь добывается десятая часть общемировых объемов нефти и четвертая часть природного газа. Если посмотреть на вклад Арктики в российскую экономику, можно сказать, что туда приходит порядка 6% ВВП России и 11% инвестиций в основной капитал», — Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY.
«Концепция СПГ-2 обеспечит технологические возможности наращивать производство СПГ в Арктике с очень конкурентными издержками», — Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК».
Государство уделяет особое внимание проектам в арктической зоне
«Произошел поворот в отношении государства к проектам в Арктике, мы это увидели за счет формирования новых органов управления, с мая прошлого года — выдачи дополнительных полномочий Министерству», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
«Решающую роль в реализации проекта “Ямал СПГ” сыграло Правительство. Было принято распоряжение, заключено межправсоглашение с Китаем. Государство нам гарантировало неизменность налогообложения. Около половины инвестиций в данный проект обеспечили акционеры, но как раз совпал момент, “Новатек” попал в секторальные финансовые санкции, и очень важно было, что как раз в этот момент мы получили поддержку со стороны Фонда национального благосостояния в размере 150 млрд рублей и получали финансирование от наших банков», — Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК».
«Мы видим, как активно Министерство Дальнего Востока и Арктики взялось за тяжелый вопрос обсуждения всех видов поддержки таких тяжелых проектов, как наш», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
Успешные проекты в Арктике — драйвер развития всей экономики Российской Федерации
«Сейчас мы реализовываем новый проект “Арктик СПГ-2”. Он обладает большей мощностью [чем проект «Ямал СПГ», — Ред.], уже порядка 20 млн тонн, а инвестиции составят на 30% меньше, порядка 1,2 трлн рублей. На сегодняшний день большое количество основных контрактов по этому проекту подписано, в качестве акционера к нему присоединился уже Total, ведем переговоры с партнерами из Китая, арабских стран», — Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК».
«Севморпуть — ключ к развитию экономики Арктики: и по тем проектам, которые реализуются, и тем, которые находятся в стадии решения, будущей реализации и требуют поддержки», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«СПГ-проекты, по нашим оценкам, обеспечат загрузку порядка 800 российских предприятий и позволят создать порядка 80 тысяч рабочих мест по всей России», — Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК».
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточные полномочия региональной власти по предоставлению льгот инвесторам
«Минфином были внесены поправки в налоговый кодекс, и с 2023 года региональные власти практически не имеют права предоставлять льготы компаниям. Предлагаю вернуть в налоговый кодекс возможность регионов предоставлять налоговые льготы для арктических проектов и их поставщиков минимум на 12 лет», — Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО «НОВАТЭК».
Несовершенство налогообложения
«Те фискальные условия, в которых мы сейчас работаем, принимались нашим Правительством в то время, когда цена на нефть была за 100 долларов и не было внешних ни технологических, ни санкционных ограничений. С тех пор прошло определенное время, цены на нефть показали свою волатильность, сейчас они немного подрастают, но тем не менее не достигают тех показателей, которые были при принятии решений о текущем налогообложении», — Андрей Патрушев, член правления, заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов ПАО «Газпром нефть».
Логистические и транспортные проблемы
«Важный очень вопрос — у нас много белых пятен, начиная от проходки судов, заканчивая подготовкой самих судов, ледоколов, чтобы их хватало», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
РЕШЕНИЯ
Распространение на арктическую зону успешных механизмов развития территорий
«Очень важно, что государство обращает на эту тему большое внимание, причем у нас уже существует очень хороший опыт того, как развивать те или иные регионы. Наверное, самый хороший пример — это тема развития Дальнего Востока. За последние 5-7 лет было сделано очень много для того, чтобы создать правильную инфраструктуру, привлекать человеческий капитал. Процесс продолжается, и самое главное, что это отражается в цифрах», — Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY.
«Мы распространим работу всех институтов развития Дальнего Востока на арктический регион. Это значит, что мы будем помогать с выделением земли, индивидуально курировать каждый проект, мы будем оказывать помощь с точки зрения защиты от проверок, будем предоставлять финансирование по пониженной ставке», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«Мы предлагаем и предлагали ранее внести изменения в налоговый кодекс, предусмотреть применение субъектами, которые работают в арктической зоне, повышающего коэффициента амортизации в размере 2 после ввода имущества в эксплуатацию после 1 января 2020 года. Основное, что мы всегда просили, — распространить особенности налогообложения приоритизации региональных инвестиционных проектов, которые предусмотрены для субъектов Дальневосточного округа, отдельных районов Сибирского федерального округа, на всю территорию арктической зоны», — Дмитрий Пристансков, вице-президент компании «Норникель».
Господдержка инвестиций в арктический регион на всех уровнях
«Мы сегодня видим четыре группы получателей преференций: добыча углеводородов на шельфе, добыча углеводородов на континентальной части, производство сжиженного природного газа и прочие проекты, не вошедшие в первые три группы», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«Если говорить по налогу на прибыль, то нам кажется, что ставка 7,6% на весь период действия объекта вполне справедлива, и даже если прибыль есть, мы рады делиться этой прибылью с государством», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров корпорации АЕОН.
«Мы хотим добиться, чтобы преференции по первым трем группам были полностью гармонизированы с видением компаний, которые работают на шельфе и занимаются производством СПГ. Таких компаний немного. <…> В целом мы будем говорить о снижении или обнулении налогов на прибыль, землю, имущество», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«Мы стараемся в силу своих возможностей оказывать поддержку бизнесу, но понимаем, что в большей степени большинство тех проектов, которые реализуются в регионе, они либо находятся уже на серьезном этапе реализации, но мы готовы к новым проектам применять различные меры поддержки. У нас есть отдельный закон по поддержке инвесторов», — Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа.