Модель развития СМП на долгосрочную перспективу
Создаваемый Россией Северный морской путь способен обеспечить синергический эффект от освоения арктических территорий. Кроме того, в надёжном и круглогодичном функционировании пути весьма заинтересованы Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, что открывает новые перспективы международного сотрудничества и расширяет торгово-логистические связи нашей страны. Дальнейшее развитие Северного морского пути предполагает формирование новой экономической модели, направленной на наращивание арктических ледокольного и грузового флотов, повышение безопасности, развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и береговой поддержки. В целях эффективного развития СМП назрела необходимость в разработке долгосрочного стратегического комплексного проекта по развитию Арктики и Северного морского пути как трансарктического транспортного коридора. К такому заключению пришли участники сессии «Модель развития СМП на долгосрочную перспективу» на Международном арктическом форуме 2025.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Необходима разработка стратегического проекта развития СМП
«Несомненно,
это должен быть, долгосрочный стратегический комплексный проект, причем с
поддержкой государства, чтобы в него поверили люди, поверили инвесторы,
поверили все, кто так или иначе может внести свой вклад в развитие этого
уникального стратегического региона. И если будет вот этот подход зафиксирован,
а я считаю, что мы постепенно именно к этому и двигаемся, то та динамика,
которая нам нужна в развитии этого региона, она будет достигнута» — начальник Управления Президента Российской Федерации
по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков.
Ключевой вопрос –
строительство инфраструктуры для жизни
«Самое главное, что лежит в основе всего, — это то, что там живут люди. И
если там не будет людей, можно любые технологии туда заводить, но будет гораздо
сложнее. На мой взгляд, сегодня, когда мы говорим о развитии инфраструктуры в
бизнесе, это очень правильно, без этого невозможно. Инфраструктура для жизни
людей, создание условий, чтобы там люди жили и не уезжали, хотя бы не уезжали.
Это очень важно, на мой взгляд, сегодня», — председатель комитета Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Андрей Шевченко.
Необходимость развития береговой
инфраструктуры
«Если мы хотим так делать наш коридор, да, тогда нам не обойдётся без
береговой инфраструктуры. Если мы хотим сделать транссибирские перелёты, как
самолёты мимо нас летают, так же будет по Арктике ходить, мимо нас Грузия будет
вывозить грузы в Восточную Азию. Всё, тогда не надо практиковать разговоры.
Тогда давайте делать хороший транссибирский ледовый маршрут, переведём в
ледовый маршрут», — советник Президента Российской Федерации; специальный
представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству
в сфере транспорта; заместитель председателя, Морская коллегия Российской
Федерации Игорь Левитин.
Необходимо учитывать меридиональную связанность
регионов с СМП
«Экономическая модель Северного морского пути будет способствовать развитию
арктических прибрежных наших территорий только в том случае, если мы будем
повышать меридиональную связанность и мультимодальную эффективность. Только в
этом случае мы получим синергический эффект», — Глава Республики Саха (Якутия)
Айсен Николаев.
Отсутствие единого управления Арктическим проектом
«Но на самом деле это совершенно другой масштаб и совершенно другие деньги.
И самое главное, нет единого управления и понимания, для чего мы это делаем», —
начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной
морской политики Сергей Вахруков.
Санкционное давление
затрудняет освоение и развитие Северного морского пути
«Сейчас мы пришли в десятки миллионов тонн, без малого 38 рекорд прошлого
года. Наши коллеги, товарищи, осваивающие северные месторождения, нам говорят:
готовьтесь к сотням. Да, велико санкционное давление. И не только с точки
зрения технологического оборудования, но и с точки зрения транспорта,
финансового обеспечения, контрактов долгосрочных на продажу того, что
добывается в арктической зоне», — генеральный директор Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.
Необходимо совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства
«Участие, конечно, государства, и, на мой взгляд, сегодня очень важно
обсудить подходы участия государственных средств в развитии этого направления.
Да, частный бизнес обязательно нужен, но частный бизнес пойдет туда, где ему
выгодно. Его невозможно сегодня заставить делать то, что ему не выгодно; иначе
это не будет бизнесом. И поэтому мы говорим сегодня о государственных задачах —
это очень важно», — председатель комитета Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
Острый дефицит грузового и ледокольного
флота
«Нам
нужно 11 ледоколов. Они у нас есть. 4 старых, 4 новых атомных, 3, спасибо
большое Минтрансу, ледоколы меньшей мощности, дизельные, но решающие свои
проблемы. Нам нужно перейти на следующий уровень. Планировать 100-150 миллионов
тонн и уже не 10-11, а 15-17 ледоколов, значит нужно строить. Ледоколы груз не
возят. Ледоколы пробивают каналы. Нужен грузовой флот. Я понимаю, что у нас не
хватит мощностей, чтобы опережающим образом удовлетворить спрос на грузовые
суда. Нам нужна международная кооперация. Мы умеем работать на международном
рынке. У нас есть доверие. Вы назвали наше взаимоотношение с Китайской Народной
Республикой. Не менее интенсивно развивается диалог с Индией, с целым рядом
других стран, которые компетентны в судостроении». — генеральный директор Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.
Неразвитая
береговая инфраструктура
«У нас нет портов, хабов. У нас хабы — Роттердам, Гамбург, Шанхай, Далянь,
Пусан и так далее. Почему? Потому что мы отдали весь транзит другим линиям. Вот
на Северо-морском пути мы не должны этого допускать», — советник Президента
Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации
по международному сотрудничеству в сфере транспорта; заместитель
председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин.
Отсутствие достаточной
спасательной инфраструктуры
«Сегодня спасательная инфраструктура, хотя абсолютно приоритетна, её у нас
практически нет. Отсутствует специализированное аварийно-спасательное
формирование. Если в условиях Севморпути что-то произойдет, это будут гораздо
более тяжёлые последствия. К сожалению, сегодня инфраструктура очень тяжелая. В
тикси была в этом году очень сильная пурга, 40 метров в секунду дул ветер. И у
нас три дня вообще отсутствовала всякая связь, любая связь с тикси», — Глава
Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Разработка механизмов
комплексного финансирования проекта
«Здесь должно быть какое-то прорывное организационное решение, в том числе
и по финансированию. Но не выжмешь из нынешнего бюджета ещё 10 миллиардов. Так
устроен нынешний бюджет. Были бы там лишние 10 миллиардов, их бы давно без нас
забрали. Поэтому должно быть решение, связанное, возможно, с международными
займами. Возможно, с каким-то ipo группы компаний; я, кстати, действия
Росатома вполне себе имею в виду, но под гарантией государства,
потому что иначе мы опять идём в банковский сектор и начнем работать по всем
этим правилам, которые не предполагают длительных сроков инвестирования», — генеральный
директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей
Лихачев.
Формирование ледовых караванов
«Из Индии судно должно прийти в Петербург, в Мурманск, в Северодвинск, во
Владивосток, на Сахалин или на Камчатку. Затем мы формируем ледовые караваны и
забираем весь груз себе», — советник Президента Российской Федерации;
специальный представитель Президента Российской Федерации по международному
сотрудничеству в сфере транспорта; заместитель председателя Морской
коллегии Российской Федерации Игорь Левитин.
Строительство новых
транспортных маршрутов
«Мы инициировали проект нового транспортного пути, про который наш текущий
модератор сказал. Мы его называли Северо-Восточный коридор. Когда мы по
кратчайшему пути хотим связать Китай через переход в Амурскую область
Джалинда-Махе, дальше по железной дороге до Нижней Обестехи, это берег реки
Лены напротив Якутскаса, и оттуда в период навигации по Лене до порта Найбы и с
последующей перевалкой уже на Севморпуть. Грузы будут доставляться; у нас
расстояние сокращается в два с половиной раза», — Глава Республики Саха
(Якутия) Айсен Николаев.
Развитие контейнерных перевозок
«Это
связано, конечно, и с перспективной контейнерных перевозок на трассы Северного
морского пути. Это важнейшая задача. Мы начинаем развивать Северный морской
путь именно как транспортную магистраль для вывоза тех грузов, которые мы
добываем в арктической зоне на шельф. Но очень важно, на мой взгляд, именно
рассматривать всем нам здесь сидящим, именно рассматривать Северный морской
путь, как именно его потенциал для транзитных перевозок». — первый заместитель Министра Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики Гусейнов Гаджимагомед.
Создание
специализированной организационной структуры
«Не всегда создание какой-то организационно-правовой структуры по
управлению тем или иным проектом приводит только к бюрократизации и
неэффективности процесса. Нет, это зависит от объёма задач.
Пространственно-экономическую модель развития этого макрорегиона нужно создать,
а на эти вопросы нужно отвечать. Если масштаб задачи сравним с освоением
космоса, то один департамент в Министерстве Дальнего Востока справиться не
сможет», — Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
*Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org