Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации: механизмы реализации
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Национальные проекты — важнейший инструмент повышения качества жизни в Арктике
«Нацпроекты — это серьезный инструмент исправить социальные диспропорции, повысить качество жизни», — Роман Копин, губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.
«Запускается и развивается Северный морской путь, активно развивается промышленное производство. <…> У нас стоит задача, чтобы людям было комфортно жить у нас <…> чтобы молодежь оставалась на территории. <…> В этом смысле очень принципиален вопрос комфортной городской среды», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.
«За счет появления новых промышленных проектов <…> создается та база, которая позволит нам кратно улучшить условия жизни в Арктике», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).
Бизнес заинтересован в развитии социальной сферы арктических регионов
«Порядка 170 км нефтепровода находится за полярным кругом. <…> Вдоль каждого нефтепровода в обязательном порядке прокладывается оптоволоконный кабель — это связь, это интернет, это цифровизация <…> За последние 5 лет мы перечислили в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа 22 млрд руб., из них порядка 17 млрд на развитие социальных и инфраструктурных проектов», — Михаил Маргелов, вице-президент ПАО «Транснефть».
ПРОБЛЕМЫ
Неразвитость социальной сферы и инфраструктуры в арктических регионах
«Ожидаемая продолжительность жизни во всех регионах, кроме Ямала, ниже общероссийского. Чукотка — 66,1, а по указу (Президента — Ред.) мы должны подойти к планке 78. Высокая смертность трудоспособного населения кратно превышает общероссийский уровень: Чукотка — в 1,7 раза, Карелия — в 1,3 раза, Коми и Архангельская область — в 1,2 раза. Высокий фонд аварийного жилья: в Якутии — в 7 раз выше, чем по стране, в Ямало-Ненецком — в 5 раз, в Архангельске — в 3-4. <…> Показатели социального развития Арктической зоны должны быть не ниже среднего по России», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Самое главное — аэропорты. <…> Сегодня мы имеем колоссальные проблемы с тем, что стоимость перелетов внутри региона очень высокая», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).
Реализация национальных проектов в условиях Арктики требует повышенного финансирования
«Что касается коэффициентов фонда обязательного медицинского страхования <…> усредненные коэффициенты, которые сегодня работают, не позволяют нам оплатить или компенсировать затраты медицинских учреждений, особенно затраты в медучреждениях в отдаленных территориях», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.
«Условия климатические более жесткие, срок строительный гораздо короче, затрат требует больше. <…> Будем настойчиво ставить вопрос по корректировке и увеличению объемов поддержки на нацпроекты <…> в арктических условиях», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.
«И суровые природные условия, и тяжелая логистика, и вызванная этим высокая стоимость строительства приводит к тому, что доля ветхого жилья очень высокая, и количество нового жилья недостаточно», — Максим Филимонов, заместитель генерального директора, главный редактор Информационного агентства России ТАСС.
«Высокая стоимость дорог, жилья, других объектов инфраструктуры, которая несоизмерима с аналогичными показателями центральных регионов», — Роман Копин, губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.
Высокая нагрузка на бизнес в Арктике
«В силу законодательства на предпринимателей, которые работают в Арктике, наложен целый набор дополнительных социальных обязательств. И эти издержки делают наш бизнес неконкурентоспособным, когда конкурируют за контракт не на своей территории», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.
Отток жителей из арктических регионов
«С северов сегодня готовы уехать 214 тысяч. <…> Чтобы люди, приехавшие туда, закреплялись <…> мы должны выработать те решения, которые позволят работать и быть спокойными», — Николай Харитонов, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.
«У нас в ряде городов есть жилищный фонд достойный, но просто оттуда люди выехали. <…> У нас в Мурманской области за последние 30 лет уехало несколько сотен тысяч человек», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.
РЕШЕНИЯ
Разработка программ развития с учетом особенностей Арктики
«С точки зрения благоустройства нужно думать о том, чтобы та среда, которую мы создаем, была бы многофункциональной, чтобы граждане могли этим пользоваться в период очень длинной зимы и очень короткого лета. <…> Очень много внимания уделяется освещению. <…> Должны быть энергоэффективные дома, которые стоят дороже, потому что вечная мерзлота», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
«Нужно разобраться с показателями и мероприятиями, которые учтены в нацпроектах, соответствуют ли они той жизни, которая там нужна. Если нет, то их срочно нужно добавлять. <…> Спортзал к школе дополнительно пристраивать, если у них его нет», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Создание рабочих мест
«Надо создавать рабочие места, давать возможности преференций, а в Арктике они требуются в разы больше», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Развитие транспортной инфраструктуры
«Необходимо говорить о комплексе мер по развитию воздушного транспорта: обновление авиапарка, упрощение процедур оснащения аэропортов, расширение использования санитарной авиации», — Роман Копин, губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.
«Требуется и продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала, и создание специального грузового флота. <…> Мне представляется, что это могло бы очень дополнить интерес к Севморпути», — Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия.
Снижение налоговой нагрузки
«Я недавно принял решение, чтобы освободить жителей Арктики от тех налогов, которые находятся в ведении республики, это земельный налог, транспортный, на имущество физических лиц <…> все затраты <…> возьмет бюджет Республики Саха (Якутия)», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).