Развитие инфраструктуры северных портов

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Освоение Арктики идет быстрыми темпами

«В Арктике мы видим трансформацию такого масштаба, что 10 лет назад ее и предсказать было невозможно. <…> Все ведущие экономики Азии и Европы так или иначе участвуют в делах Арктики», — Олавур Рагнар Гримссон, председатель Арктического круга.

«Российская Арктика развивается особенно стремительно. Если мы, например, посмотрим на морскую границу Канады с точки зрения, что было сделано там за последние 10 лет для портовой инфраструктуры, и на Россию, то мы увидим существенную разницу», — Михаил Баженов, партнер, руководитель практики по работе с компаниями в сфере инфраструктурного и проектного финансирования PwC.

«В арктической зоне находится 18 портов, шесть из них — на акватории Северного морского пути. В 2018 году грузооборот этих портов составил 92 миллиона тонн и увеличился по сравнению с 2017 годом на 27%. <…> В наиболее крупных портах в Мурманской области, в Сабетте, в Архангельске, созданы полномасштабные системы безопасности мореплавания, включающие в себя систему управления движением судов», — Андрей Лаврищев, генеральный директор ФГУП «Росморпорт».

ПРОБЛЕМЫ

Недостаточная развитость инфраструктуры северных портов 

«Недостаточное техническое обустройство [морского пункта пропуска, — Ред.], недостаточное количество докеров, погрузочно-разгрузочной техники и, конечно, людей, которые на всем этом работают», — Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России).

«Инфраструктура северного морского порта должна быть не только заточена на транзит, на проход судов, заправку, бункеровку, пополнение припасов. Но и на то, чтобы обеспечить удобные, логистически выверенные и экономичные маршруты для движения товаров, грузов, как на экспорт, так и на континент», — Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Нехватка инвестиций

«Без частных инвестиций, без инвестиций крупных корпораций Арктика развиваться не будет», — Павел Селезнев, председатель правления АНО «Национальный Центр ГЧП», председатель совета директоров ООО «Автодор-Инвест».

«Инфраструктура Арктики требует огромных инвестиций. Инвестиционная программа «Новатэка» до 2030 года — это порядка 2,5 трлн рублей», — Эдуард Гудков, заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК».

Несовершенство системы тарифообразования

«Должна быть долгосрочная система тарифообразования, которая позволяет сказать, какой он [тариф — Ред.] будет через год, два, три. И это [тарифообразование — Ред.] должно быть хотя бы примерно на уровне инфляции, потому что в последнее время скачки были довольно существенные. Они не позволяли принимать инвестиционные решения», — Денис Илатовский, заместитель генерального директора, директор по логистике АО «СУЭК».

РЕШЕНИЯ

Организация круглогодичной навигации и рост грузопотока

«Основная задача до 2030 года — создать режим круглогодичной навигации в восточном направлении. <…> Все эти проекты [по развитию инфраструктуры, — Ред.] имеют экономическую эффективность только лишь в режиме круглогодичной навигации», — Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

«Перед нами стоит задача от Президента России увеличить грузопоток до 2025 года до 80 млн тонн в рамках Арктики», — Павел Селезнев, председатель правления АНО «Национальный Центр ГЧП», председатель совета директоров ООО «Автодор-Инвест».

Создание условий для инвестиций в инфраструктуру

«Создание масштабной инфраструктуры в арктических морях и прибрежных территориях само по себе, если оно будет работать надежно и регулярно, позволит вовлечь достаточно большой транспортный поток, как с Запада, так и с Востока. Поскольку это, в первую очередь, снизит транспортные издержки и повысит удовлетворенность грузоперевозчиков и транспортных компаний», — Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

«Необходимо систематически обсуждать экономические вопросы, а именно: нужно взаимодействие между Правительством и бизнесом по вопросам расположения хабов, перевалочных узлов в Арктике», — Олавур Рагнар Гримссон, председатель Арктического круга.

«Концессия <…> более привлекательна для инвесторов с точки зрения гарантий и возвратности, она позволяет привлечь больший объем инвестиций. <…> [Реализация проектов, — Ред.] по портам в целом и по арктической зоне более чем на 50% состоит из внебюджетных инвестиций», — Дмитрий Твардовский, первый заместитель генерального директора АО «ВЭБ Инфраструктура».

«Надо обеспечивать прозрачность всем категориям инвесторов. <…> Индустриальный инвестор, функциональный инвестор и регион - нужно связать этих трех инвесторов между собой и теми, кто реально что-то строит», — Михаил Константинов, исполнительный вице-президент «Газпромбанк» (Акционерное общество), генеральный директор ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».