Стандарты отношений КМНС и бизнеса: достижения и новые возможности
Гармоничное
сосуществование арктических проектов и традиционного образа жизни коренных малочисленных
народов Севера должно обеспечиваться открытым диалогом и строгими стандартами.
Действующие в регионе компании всё активнее проводят мероприятия, направленные
на поддержку
самобытных этнокультур коренного населения, традиционного уклада их жизни и
хозяйственной деятельности. При этом добровольные меры помощи коренным народам по
экологической и социальной защите обязаны осуществляться в рамках государственных
требований, направленных на предотвращение или
минимизацию возможных последствий реализации экономических проектов. Четырёхсторонний
формат взаимодействия на Сахалине и Чукотке демонстрирует, как прозрачность бизнеса
и финансовая грамотность укрепляют права местных сообществ, делая их
полноценными участниками процесса принятия решений. К этому мнению пришли
участники сессии «Стандарты отношений КМНС и бизнеса: достижения и новые
возможности» на Международном арктическом форуме – 2025.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Прозрачность и ответственность в действиях всех сторон
«Всё это должно обязательно контролироваться местными народами с точки
зрения транспарентности и ответственности. Но при этом добровольные меры не
должны заменять и подменять собой обязательные требования. Самостоятельно
добровольные обязательства не могут, например, решить проблемы с ущербом,
который причиняется окружающей среде, или иметь длительный характер с точки
зрения обеспечения защиты культуры и земель горных народов», — заместитель
председателя Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам
коренных народов Хани Могхани.
Компании содействуют
сохранению культуры коренных народов
«Компания чаще всего поддерживает развитие традиционных промыслов, покупает
продукцию традиционной хозяйственной деятельности, помогает сохранять язык и
культуру. Появляются программы досрочного партнёрства в виде грантов,
экологических инициатив, образовательных проектов, в которых коренные народы
выступают как равноправные партнёры», — первый вице-президент Ассоциации
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации; член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр
Новьюхов.
Право коренных народов
на отказ от проекта
«Мы участвуем в процессе обеспечения гарантий с участием различных
заинтересованных лиц. В рамках Ассоциации ИРМА мы создаём стандарты по
обеспечению и соблюдению прав человека, в том числе прав коренных народов, в
соответствии с принятым в Организации Объединённых Наций и Декларацией
Ответственных. Это включает право обеспечивать возможность для коренного народа
отказа в реализации тех или иных проектов, которые критически не соответствуют
действующим стандартам в данной стране, чтобы правительство получило
соответствующие рекомендации от имени этих народов», — руководитель Сети
коренных народов Азии по вопросам добывающей промышленности и энергии (AIPNEE);
директор Сети расширения прав и возможностей сообществ и социальной
справедливости (CEMSOJ) Прабиндра Шакья.
Объективные
трудности поддержки исключительно государственными механизмами
«Труднодоступность мест проживания, их образ жизни,
ограничивают возможности поддержания их систем жизнеобеспечения исключительно
через государственные механизмы. Особенно это касается кочевого или
полукочевого населения, проживающего на миллионах квадратных километров с
рекордно низкой плотностью населения. Таким образом, для российских реалий
участие бизнеса в социально-экономической поддержке коренных народов – это на
сегодняшний момент необходимость» – Руководитель Федерального агентства по делам
национальностей Баринов Игорь.
Добровольные обязательства компаний неэффективны для защиты прав коренного
населения
«Добровольные, корпоративные обязательства, которые берут на себя
корпорации, этого недостаточно. Мы неоднократно видели, что добровольные и
стандартные, при том, что они в целом по назначению полезны, не всегда
достигают важных задач на практике с точки зрения обеспечения коллективных прав
коренных народов. Возможность использования своей земли, ресурсов и
исповедования своей культуры также остаётся под вопросом», — заместитель
председателя Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам
коренных народов Хани Могхани.
Четырёхсторонний формат повышает прозрачность диалога
«На Сахалине и Чукотке активно внедряются четырёхсторонние форматы
взаимодействия, когда к диалогу присоединяются органы местного самоуправления и
представители общественных организаций», — первый вице-президент Ассоциации
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации; член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр
Новьюхов.
Финансовая грамотность
позволяет оценить потенциал и риски проектов для коренных народов
«Финансовая и экономическая грамотность дают возможность более уверенно
определять, какие проекты и партнёрские программы могут принести реальную
пользу сообществу коренных народов и где существует риск мягкой ассимиляции или
утраты традиций», — первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; член Комитета
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и
организации парламентской деятельности Александр Новьюхов.
Усиление государственных
стандартов
«С моей точки зрения, с точки зрения моих коллег, мы хотели бы, чтобы
государство во всём мире, не только в Азии, более активно занималось внедрением
стандартных требований обязательных, с тем, чтобы это соответствовало тому, как
это развитие осуществляется во многих странах, в том числе в Европе», — руководитель
Сети коренных народов Азии по вопросам добывающей промышленности и энергии
(AIPNEE); директор Сети расширения прав и возможностей сообществ и социальной
справедливости (CEMSOJ) Прабиндра Шакья.
*Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org