Строительство на Севере: долговечность и надежность

Ключевые выводы 

Создание благоприятных условий для жизни в Арктике — стратегическая задача 

«Чем отличается российская Арктика в градостроительном аспекте от остальных стран? Тем, что у нас в арктической зоне проживает самое большое количество населения — это 2,3 млн человек», — Павел Спирин, управляющий директор ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства».

«Арктика нуждается в ярких тонах. Важно, чтобы Арктика стала привлекательна для человека», — Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

«В первую очередь при развитии Арктики нужно смотреть на те проблемы, которые уже сейчас возникли у людей, которые проживают в районах Крайнего Севера», — Ринат Ахметчин, глава г. Норильска.

«На сегодняшний день выходит на первый план ухудшение социально-экономического положения населения арктических регионов», — Алигюшад Керимов, директор АНО «Научно-исследовательский центр изучения мерзлоты “Экофундамент” имени М. Кима».

Проблемы

Неблагоприятные климатические условия для строительства

«Необходимо адаптироваться к жизни и строительству в условиях не мерзлоты и не отсутствия мерзлоты, а в условиях перехода от мерзлоты к мягким грунтам, к традиционным грунтам. И это является вызовом к нашей строительной отрасли, к нашим строительным технологиям», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

«В условиях Арктики очень важны правильные технические решения при прокладке поверхностных труб и правильные технические решения при прокладке подземных трубопроводов», — Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

Высокая стоимость жилищного строительства в Арктике 

«Часто мы недооцениваем это фактор [стоимость строительства в Арктике, — Ред.] <…> Топливо дизельное стоит на 21% процент дороже, сваи — на 78%, цементы на 83% дороже, бетонные трубы и плиты — на 50% дороже. А добавляя сюда стоимость и удорожание за счет северных надбавок, которые идут по заработной плате, мы получаем удорожание в 2–2,5 раза одного квадратного метра», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

«Стоимость и материалов, и работы очень большие, и стоимость квадратного метра на 2012 год составляла порядка 76 тыс. рублей <…> Мы поняли, что в принципе коммерческие организации, к сожалению, не пойдут на стройку в районах Крайнего Севера», — Ринат Ахметчин, глава г. Норильска.

Неразвитость инфраструктуры 

«В Якутии четко виден растущий интерес к арктическому туризму <…> Основная проблема здесь тесно связана со строительством <…> Мы выходим на устойчивые темпы роста по туристическому потоку с точки зрения спроса, но мы не можем их удовлетворить с точки зрения наличия гостиниц. Это первое. <…> И второе — это транспортная доступность», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

Решения

Развитие инструментов государственно-частного партнерства 

«Когда в строительстве принимают участие и федеральные деньги, и краевые деньги, и деньги градообразующего предприятия “Норильского никеля” <…> только так мы можем начать строительство», — Ринат Ахметчин, глава г. Норильска.

Разработка нормативно-технического регулирования строительства в Арктике 

«К 2020 году <…> появятся пять новых документов, своды правил <…> для проектировщиков, для тех экспертов, которые потом проводят экспертизу проекта», — Андрей Басов, руководитель ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».

«С одной стороны, у нас градостроительным кодексом предусмотрены и нормы, и меры, и методики [в сфере строительства на арктических территориях, — Ред.] <…> они были сформированы еще в советское время. На сегодняшний день хотелось бы понимать, что изменения происходят и надо на них реагировать. И что важно, нужно проводить регулярный мониторинг, но его нужно закрепить законодательно», — Владимир Пушкарев, заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Создание комплексного плана развития Арктики

«На сегодняшний день мы имеем [в Арктике — Ред.] города, которые совершенно не нужны <…> Для севера необходимо разработать стратегический план развития с количеством необходимых людей, а значит, городов, вахтовых поселков», — Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

Организация площадок для обмена опытом 

«Нам необходимо на сегодняшний день структурные вещи предпринять, организовать некую площадку, где люди, знающие, понимающие Арктику, могли бы встречаться. Я призываю руководителей городов тоже принять в этом участие», — Михаил Мамошин, заслуженный архитектор РФ, академик архитектуры и неравнодушный специалист по архитектуре северных городов.