Вектор развития Арктики в новых условиях
Арктика
становится долгосрочной ресурсной основой развития России, обеспечивая
устойчивое экономическое положение и технологический суверенитет. Формирование
успешных инвестиционных механизмов и преференциальных режимов подталкивает
регион к новому этапу развития, однако для прорыва требуются нетривиальные
решения и активное вовлечение в международное сотрудничество. Ключевым фактором
остаётся баланс интересов государства, бизнеса и местного населения, включая
решение проблем аварийного жилья и кадрового дефицита. Стратегия освоения
Арктики переходит в практическую плоскость, укрепляя её роль в глобальной
экономике и международном сотрудничестве. К такому мнению пришли участники
сессии «Вектор развития Арктики в новых условиях» на Международном арктическом
форуме 2025.
Арктика
– долгосрочная ресурсная основа развития России
«В
основу государственной политики заложено, что Арктика – это долгосрочная
ресурсная основа развития России с опорой на устойчивое развитие территории.
Это действительно существенная часть экономики. Территория России очень
продуктивна и обладает развитой экономикой. Поэтому первой задачей является
рациональное развитие ресурсной базы, а также обеспечение технологического
суверенитета», — директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ
«Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Институциональная база инвестиционной деятельности в
Арктике сформирована и постоянно развивается
«Говорили
сегодня о преференциальных режимах. И на самом деле, на мой взгляд, одним из
главных успехов реализации первого этапа является то, что в Арктике
действительно сформированы механизмы привлечения инвестиций, полноценные и
работающие. Это можно действительно называть успехом. При этом сегодня уже
говорилось о том, что мы всегда упоминаем масштабы, но, вероятно, следует
обсуждать более умные механизмы, всё же их нужно донастраивать. Нужно
спрашивать у инвесторов, чего именно они желают и чем сейчас недовольны», —
директор департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и
реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики Илья Чернов.
Россия контролирует значительную часть арктического
пространства
«Но
я не знаю, где, когда, в каких учебниках видел, читал: если смотреть сверху,
окружность Арктики 100%, 64% — это наша. Наши деды и прадеды под седлом, под
конём, на плотах, на лодках за нами закрепили такую громадную территорию. Мы
должны быть благодарны», — председатель комитета Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и
Арктики Николай Харитонов.
Развитие Арктики может стать важнейшим драйвером для
глобального сотрудничества
«Сила
в том, что мы будем привлекательными, и с нами захотят работать все страны. Мы
анализируем сейчас и уже проанализировали стратегии абсолютно всех стран в
отношении Арктики. Если кто-то готов учитывать наши интересы, условия при
работе в Арктике и соблюдать установленные правила, то, пожалуйста, бога ради»,
— директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ
«Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Недостаток
финансирования сдерживает развитие арктических проектов
«У
нас нет такого же гениального инструмента, который был в 30-е годы создан в
Советском Союзе, чтобы обеспечивать нашу экономику бесконечными средствами
инвестиционного характера. У нас есть сегодня федеральный бюджет, в котором
никогда не будет денег на всё, что нужно. И у нас ледоколы не строятся, потому
что нет денег. У нас порты и гидротехника не строятся, потому что нет денег. У
нас полярная авиация не развивается, потому что нет денег на полярные самолёты
и аэродромы. Это будет вечная проблема», — генеральный директор АО «Фонд
«Кристалл роста»; заместитель председателя Совета директоров АО
«Стройтрансгаз»; член научно-экспертного совета Совета Безопасности Российской
Федерации Александр Крутиков.
Необходимость синхронизации государственных
стратегических документов
«Действительно,
есть поручения главы правительства, есть объективные обстоятельства. Это и
санкционный режим, введённый против целого ряда компаний, а также в целом
против целых секторов экономики. Принят новый указ президента о национальных
целях. В прошлом году он расширил состав этих показателей. Кроме того, назрела
необходимость синхронизировать целый ряд документов. Это основа государственной
политики, сама стратегия, планы её реализации, план развития субъектов малого
предпринимательства и стратегии пространственного развития России», — директор
Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил
Кузнецов.
Высокая аварийность жилого фонда в Арктике
«В
Арктике очень высокая доля аварийного фонда, то есть она в несколько раз, а в
некоторых районах в десятки раз выше, чем в среднем в России. Это первое. Людям
в условиях севера нужно жить не в аварийном жилье, а в комфортном, даже с
повышенным уровнем комфорта», — директор Восточного центра государственного
планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Инфраструктурные ограничения сдерживают рост туризма
«Мы
большую долю туристического потока не видим из-за того, что у нас есть
инфраструктурные ограничения. Это официальная статистика по местам размещения.
Но если погрузиться в бигдату, то, конечно, туристический поток выше. И
однозначно здесь есть потенциал для развития как новых крупных, так и малых
форм мест размещения», — заместитель губернатора Мурманской области; министр
развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.
Кадровый дефицит и отток населения
«Кадровый
дефицит, кадровый голод ощущается везде, в Арктике особенно. Это один из
трендов, глобальных вызовов, которые мы сегодня отмечаем. Люди из Арктики
предпочитают уезжать в тепло», — директор Восточного центра государственного
планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Развитие
Арктики требует принятия нетривиальных решений
«В
условиях ресурсных ограничений в любом случае придётся искать нетривиальные
решения, чтобы стратегия не была просто документом на полке. Она должна быть
реальным рабочим документом и действительно частью национального плана освоения
региона», — директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ
«Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Создание кластерного центра судоремонта и судостроения
«Мурманск
не только готов, но и станет таким центром. У нас есть несколько проектов; они
в мастер-плане отражены, и фактически мы ими занимаемся. Мы, совместно с
компанией ГТЛК, рыбным портом занимаемся. Реконструируем один из районов. И
правительство региона тоже входит в эту кампанию через нашу региональную
корпорацию развития. Там планируется создание такого судоремонтного предприятия
кластерного типа. У нас есть планы по вовлечению одного из судоремонтных
заводов. Есть планы развития ещё у одного судоремонтного завода, который
находится в центре города. Это бывший завод морского флота, который долгое
время не эксплуатировался, но теперь используется как причал для докового
хозяйства. Поэтому у нас сразу несколько проектов. И, конечно, Мурманская
область готова стать не просто центром судоремонта, мы готовы стать центром
судостроения», — заместитель губернатора Мурманской области; министр развития
Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.
Использование различных видов финансовых инструментов
для развития Арктики
«Мне
лично очень нравится идея фондового рынка, использование вот этого большого
финансового рычага. Точный расчёт необходимо вести именно в этой плоскости, то
есть следует ориентироваться на ресурсную модель, прежде всего рассчитывая на граждан
России, а также на привлечение международных инвесторов, поскольку для них это
также станет определённым рычагом. Таким образом, связь с Северным морским
путём и участие в таком финансировании будут актуальны», — директор Восточного
центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
*Материал подготовлен с использованием искусственного
интеллекта.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической
системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org