Доступная Арктика: стандарты, безопасность, экологичность

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Освоение Арктики требует создания соответствующих транспортных средств и инфраструктуры

«Без серьезного флота создание нормальной транспортной инфраструктуры для освоения Арктики в принципе невозможно», — Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

«Важной составляющей является транспортное обеспечение, потому что не везде есть корабли и вертолеты, так что автомобильная техника все равно широко используется. Одно из новых направлений <…> это создание нашим предприятием специализированных транспортных средств, которые более полно удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются к такой технике», — Андрей Савинков, главный конструктор по автомобилям «КАМАЗа».

Необходимо создать систему стандартов ведения деятельности в Арктике

«Стратегическая задача — создание системы менеджмента полярной деятельности. <…> Нам удалось перейти от корпоративной стандартизации — за счет поддержки коллег из госкорпорации Ростех — к межотраслевым стандартам. Сейчас мы хотим реализовать это в машиночитаемом формате для того, чтобы арктические стандарты шли в ногу со временем», — Никита Куприков, директор АНО «Научно-информационный центр “Полярная инициатива”».

«Технические комитеты разработали 6 международных и 14 национальных стандартов в области арктической безопасности. Это, прежде всего, безопасные условия труда персонала, защита экологии Арктики, особые требования по жизнеобеспечению, эвакуации и спасению персонала, оборудование и материалы для разработки транспортировки углеводородных ресурсов в условиях полярного климата», — Татьяна Лобанова, заместитель начальника департамента – начальник управления инновационного развития департамента стратегического развития ОАО «Газпром».

ПРОБЛЕМЫ

Повышенные требования к оборудованию для работы в Арктике

«Работа начиналась с того, что мы в ручном режиме проанализировали вообще все, что производят предприятия как бы для Арктики. Создали каталог, в котором были тысячи позиций. <…> Но самая большая проблема была в том, чтобы понять, что действительно может работать в Арктике, а что нет. И процентов 30 не поместили в этот каталог», — Алексей Беспрозванных, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

РЕШЕНИЯ

Развитие международного диалога и создание механизмов обмена опытом

«Много было предложений о создании территории диалога, о необходимости общения на всех уровнях — и политическом, и техническом для приарктических государств. Темой наших дискуссий как раз и могла бы стать эта синергия — как мы сможем объединять наш опыт, как сможем обмениваться технологиями и как создать возможность для ускоренного освоения арктических территорий», — Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

«Нужно создать площадку для обмена мнениями, потому что сегодня уже есть какие-то кооперации, объединения. И в этом плане нам важно создать единую платформу для обмена опытом по производству продукции для арктических условий», — Алексей Беспрозванных, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Внедрение современных экологически чистых технологий

«Вместе к КБ “Рубин” <…> разрабатываем не просто подводную буровую установку, а подводный буровой комплекс с различными дополнительными средствами и модулями, который позволит работать на достаточно больших глубинах, обеспечивая создание высокотехнологичных скважин», — Дмитрий Колодяжный, вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация».

«Мы не должны забывать о <…> снижении негативного воздействия на окружающую среду. В Советском Союзе такая прикладная наука называлась промышленная экология. То есть само снижение негативного воздействия на окружающую среду не должно быть целью, это просто совершенствование производственных, промышленных технологий в сторону их большей ресурсоэффективности», — Дмитрий Скобелев, директор ФГАУ «Научно-исследовательский институт “Центр экологической промышленной политики”».

«С 2013 года принята новая долгосрочная программа, и сейчас идет достаточно беспрецедентная по масштабам инвестиций реконфигурация производства. С 2019-го по 2022 год запланировано вложить в регионах присутствия более 11 млрд долларов. Но главное — это все-таки качество жизни тех людей, которые работают у нас. Понятно, что проекты реализуются в крайне агрессивной среде — и если в других регионах применимы обычные экологические стандарты, то, конечно, в Арктике требования к ним повышенные», — Дмитрий Пристансков, статс-секретарь – вице-президент ПАО «ГМК “Норильский никель”».

«Мы занимаемся системной интеграцией, цифровизацией промышленности. Недавно мы представили решение “Умная каска”, которая позволяет в реальном времени отслеживать температуру тела сотрудников, окружающую среду, уровень загазованности. <…> Мы считаем, что подобные решения должны быть стандартизированы как с точки зрения их интеграции с другими решениями, так и с точки зрения их использования в охране труда», — Николай Судариков, руководитель направления по связям с инвесторами Softline.

Подготовка квалифицированных кадров в соответствии с запросами экономики

«В прошлом году был опубликован каталог ста перспективных профессий. <…> В рамках этой работы были выделены как социальные процессы, так и технологические вызовы, которые влияют на то, какие специалисты в ближайшее время — до 2035 года — потребуются нашей стране. Среди социальных процессов выделены: глобализация, изменение модели управления в бизнесе и государстве, рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов. Среди технологических вызовов это внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизация, цифровизация, вообще возникновение новых технологий», — Елена Кудряшова, ректор ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова».