Транспортная взаимосвязь: Арктика, Дальний Восток, Сибирь, Урал

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Транспортная связанность с другими регионами имеет большое значение для развития Арктики 

«В контексте развития транспортной системы в Арктике большое значение приобретает вопрос связанности регионов Арктики, Дальнего Востока, Урала, Сибири между собой <…> Создание этих взаимосвязей принципиальным образом будет доказывать влияние на то, с какой скоростью будет развиваться экономика, насколько будет людям удобно на этих территориях жить и насколько большой эффект будут иметь проекты, которые там реализуются», — Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 

Необходимо комплексное развитие транспортной инфраструктуры в Арктике 

«Только в комплексе развивая транспортную инфраструктуру, мы сможем обеспечить жизнедеятельность населения в северных районах, развить опорные зоны Северного морского пути — Диксон, Хатанга, Дудинка», — Сергей Меняйло, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

«Сегодня проект “Белокомур” — это синергетический проект, который объединяет 3 проекта, а если говорить в целом о развитии Архангельского порта, то 4 проекта, по которым на сегодняшний день приняты решения, — Северный широтный ход, развитие Мурманского транспортного узла, производственно-логистического комплекса вооруженных сил в г. Архангельске», — Владимир Щёлоков, генеральный директор ОАО «МК «Белкомур».

Международное сотрудничество в транспортной сфере развивается успешно

«Несмотря на то, что действуют санкции, Европа — это важный партнер для России <…> Международный диалог развивается успешно», — Теро Ваурасте, председатель Арктического экономического совета, президент Mariadi Oy.

«Япония — это восточные ворота СМП, и наше правительство заинтересовано в развитии сообщения между нашими странами», — Кансукэ Нагаока, посол по вопросам политического планирования и политики в области международной безопасности, помощник заместителя Министра в департаменте внешней политики Японии.

ПРОБЛЕМЫ 

Отсутствие законодательной базы развития Арктического региона

«Нет сегодня сводного закона, системообразующий сводный закон о развитии Арктического региона необходим. Удачно назвать его “Полярным кодексом”. Весь свод законодательных актов свести в этот кодекс», — Николай Харитонов, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Неразвитость транспортной инфраструктуры 

«Сегодня объем, который надо вывозить, несопоставим с пропускной способностью [инфраструктуры — Ред.]», — Сергей Меняйло, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Диспропорции в ставках портовых сборов

«Основной проблемный момент в порту Архангельск — это неравное положение порта по ставкам портовых сборов. Сегодня разница с портами западной Арктики, в первую очередь Мурманска и Балтики, составляет до трех раз. Судовладелец, если он будет выбирать порт, вряд ли будет готов платить в три раза больше», — Алексей Алсуфьев, первый заместитель губернатора – председатель Правительства Архангельской области.

Нехватка компетенций в части государственно-частного партнерства

«Проблема — компетенции, которых не хватает как со стороны государства, так и со стороны бизнеса», — Павел Селезнев, председатель правления АНО «Национальный Центр ГЧП», председатель совета директоров ООО «Автодор-Инвест». 

РЕШЕНИЯ

Строительство транспортной инфраструктуры и развитие перевозок в арктической зоне

«У нас в Сибири разработаны два самолета — ТВС-2МС и ТВС-2ДТС. Аналогов нет, они конкурентоспособны», — Сергей Меняйло, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. 

«Это хорошо забытое старое: доставка грузов до транспортно-логистических центров, развитие судоходства СМП, обеспечение жизнедеятельности населения <…> Это Иртыш-Обская губа-СМП <…> в Западной Сибири. В Восточной Сибири — это Енисей <…> Мы имеем прямой выход в Енисейский залив и в Обскую губу», — Сергей Меняйло, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

«Усиление железнодорожных подходов к морскому порту Архангельск может помочь сгенерировать дополнительный объем грузов в объеме 15-17 млн тонн. Речь о северном участке железнодорожной магистрали Белкомур от Сыктывкара до Архангельска. По нему в ближайшее время надо начинать работать, <…> средства господдержки потребуются в минимальной степени, на всем протяжении строительство магистрали будет финансироваться за счет средств частных инвесторов», — Алексей Алсуфьев, первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области. 

Цифровизация транспортного комплекса

«Минтрансом России с 2017 года организовано выполнение комплекса работ по созданию Единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации (ЕЗИСТК). Пилотный проект этой системы проектируется на базе Архангельской области», — Дмитрий Репин, руководитель проекта Единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации.

«Кроме СМП, основу транспортно-логистических коридоров должны составить системы телекоммуникационных магистралей с прокладкой порядка 23 тысяч км оптоволоконного кабеля», — Игорь Малыгин, директор ФГБУН «Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук».

Реализация трансграничных проектов

«Приграничное сотрудничество и трансграничные проекты — это одна из тех в будущем перспективных историй, на которые мы можем рассчитывать <…> Акценты надо сделать на те проекты, которые имеют взаимный интерес», — Юлия Зворыкина, директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».