Теплая встреча: возможности великих туристических открытий в Арктике

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Арктический туризм в России имеет большой потенциал для развития

«Спрос на Арктику в мире с каждым годом увеличивается. Россия, к сожалению, остается в стороне от этого туристического бума. Арктическую зону РФ в прошлом году посетило около 4000 человек. <...> Ту же норвежскую часть Шпицбергена посещает более 120 тыс. туристов в год», — Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

«Ростуризм в прошлом году провел опрос, согласно которому 73% респондентов, а это были представители различных стран, отметили, что они хотели бы совершить круиз по Северному морскому пути», — Николай Пегин, генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатского края». 

«В чем привлекательность российской Арктики — можно сочетать экологический туризм в экопарках с посещением мест исторического культурного наследия», — Юлия Зворыкина, директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

«Среднестатистический турист — человек со средствами, который готов покупать этот продукт. Арктика крайне привлекательна, нужно только научиться использовать ее потенциал», — Инге Солхейм, норвежский путешественник, эксперт по полярным регионам.

ПРОБЛЕМЫ

Неразвитость инфраструктуры в регионе

«Вопрос инфраструктуры — хороший и правильно поставленный. <...> Самые привлекательные для туризма места находятся в зоне с непостоянной транспортной доступностью», — Юлия Зворыкина, директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

«Просторы у нас необъятные, и главная проблема в развитии туризма — это инфраструктура дорожная и транспортная. Красот у нас много, но добраться до них или очень трудно, или невозможно», — Валентина Пивненко, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Высокая стоимость туров 

«Все, что связано с морем, — это очень дорого. Среднестатистический гражданин РФ не сможет приехать на территорию парка никогда. Доля граждан России среди общего потока туристов составляет в среднем 5%. <…> Если мы будем развивать авиатуры в Арктику, то сможем снизить стоимость путешествий. Сейчас же начальная цена билета на Землю Франца-Иосифа начинается от 600 тыс. рублей», — Александр Кирилов, директор ФГБУ «Национальный парк “Русская Арктика”».

«Жители России Арктики практически не знают. Она интересна для тех, кто живет в средней полосе, она интересна для южан, но требуются немалые средства, чтобы полететь в тот же Мурманск или Петропавловск-Камчатский», — Валентина Пивненко, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Жесткие природоохранные ограничения

«В Арктике оформлено более 1000 особо охраняемых природных территорий, на которых ограничена хозяйственная деятельность. <...> Если есть привлекательные для туристических объектов места, то разместить их на этих территориях невозможно. Так что требуется дополнительная проработка этих механизмов», — Юлия Зворыкина, директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Недостаточная заинтересованность местных властей в развитии туризма

«Важной проблемой является сохранение регионального и локального характера туризма. <... > Значительная часть дохода от него идет на прибыль туристических компаний и уплату налогов. А местное население не получает никакой выгоды от посещения туристов. Очень мало средств поступает именно в местные и региональные бюджеты», — Инге Солхейм, норвежский путешественник, эксперт по полярным регионам.

РЕШЕНИЯ

Создание стимулов для инвесторов и местных властей развивать туризм

«Работа с инвесторами, создание благоприятного инвестиционного климата <...> нужно смотреть, какие налоговые преференции могут быть для того социально ответственного бизнеса, который будет готов инвестировать в туризм наряду с государством», — Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

«Следует изучить опыт работы Якутии, которая на региональном уровне обеспечила налоговые льготы, чтобы поддерживать предпринимательство. А предпринимательство в сфере туризма может быть тем драйвером, который оживит территории Арктики», — Валентина Пивненко, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

«Гигантоманией заниматься не надо, надо решить вопросы поддержки местных органов власти, которые непосредственно и принимают туристов, которые создают вместе с региональными правительствами туристские центры с возможностями для семейного или для сельского туризма. Это <...> обеспечит, в том числе, и занятость местного населения», — Валентина Пивненко, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Создание новых трансграничных и межрегиональных маршрутов

«Чтобы сделать [туристические — Ред.] маршруты окупаемыми, необходимо сделать их трансграничными. Норвегия, Швеция, Финляндия имеют трансграничные маршруты — экономическая эффективность туризма от них повышается», — Юлия Зворыкина, директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

«Арктика будет развиваться прорывным образом, если включить процесс межрегионального сотрудничества, когда туристические продукты формируются на базе двух-трех регионов. Камчатка как территория входа могла бы оказаться максимально интересной», — Николай Пегин, генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатского края».

«С прошлого года у нас действует рабочая группа, деятельность которой направлена на развитие арктического туризма. В эту группу вошли представители правительств всех арктических регионов и ряда трансграничных, потому что мы тоже видим необходимость трансграничных маршрутов. Многие регионы, не относящиеся к арктической зоне, но находящиеся в географическом соприкосновении с ней, являются воротами в Арктику», — Алексей Тихомиров, заместитель исполнительного директора ВОО «Русское географическое общество».